Сергей Рубин: «Разработка государственной концепции уголовной политики и совершенствовании уголовного и уголовно‑процессуального законодательства ДНР»

УДК 343.222

Рубин Сергей Викторович,

депутат Народного Совета ДНР,

аспирант ГО ВПО «Донецкая академия управления и

государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики»

Разработка государственной концепции уголовной политики и совершенствовании уголовного и уголовнопроцессуального законодательства ДНР

Существующая практика и действующее в Донецкой Народной Республике  уголовно процессуальное законодательство свидетельствуют о недостаточной согласованности действий государственных, правоохранительных и судебных органов при проектировании путей развития уголовного законодательства.

Принятие на законодательном уровне Концепции развития уголовного, уголовно-процессуального законодательного нашей Республики, как одного из составных элементов единой Концепции развития законодательства ДНР, позволит выстроить эффективный механизм взаимодействия правоохранительных, судебных и надзорных органов в Республики, а так же определит направление развития правовой системы на общих принципах уголовного производства, которые должны соответствовать международным принципам уголовного судопроизводства.

Только комплексный подход к формированию правовой политики даст возможность модернизировать всю нормативную правовую базу, регламентирующею Уголовное и уголовно процессуальное законодательство, действующую на территории ДНР в соответствии с частью 2 статьи 86 Конституции ДНР [1] и в контексте общей стратегии развития государства, направленной на сближение с Российской Федерацией.

Уже сегодня нам необходимо наметить новые концептуальные подходы к вопросам систематизации законодательства Республики, для чего в целях повышения эффективности нормотворческой деятельности всех ветвей власти, в первую очередь, наладить работу по систематизации действующего законодательства, в соответствии с частью 2 статьи 86 Конституции ДНР, дальнейшей консолидации его в разрезе отдельных отраслей права, освобождению от устаревших и дублирующих норм, восполнению пробелов в правовом регулировании, устранению внутренних противоречий в действующем праве, минимизации отсылочных норм в законах и расширению практики принятия законов прямого действия.  [2]

В странах ЕврАзЭС,  на которые мы ориентируется, как правило, основной целью законотворческой деятельности является усовершенствование действующих законов, проверенных временем, согласованных с другими нормативно-правовыми актами различных форм и видов, по которым имеется собственная правоприменительная практика.  Такой прагматичный подход к законотворчеству с целью создания эффективного механизма правоприменения, предполагает сохранение структуры закона, который хотят усовершенствовать, чтобы не вносить дополнительные сложности и путаницу в изучение права и имеющуюся правоприменительную практику.

Именно поэтому в наиболее развитых государствах мира среди действующих законов есть такие, которые принимались несколько десятилетий, а то и столетий тому назад. Наша Республика также не является исключением. Так в настоящее время на территории ДНР действует:

— Кодекс Украины об административных правонарушениях, введенный в действие с 1  июня 1985 года Постановлением Верховного Совета Украинской ССР от 7 декабря 1984 года № 8074-X;

— Кодекс законов о труде Украины от 10 декабря 1971 года № 322-VIII;

— Жилищный кодекс Украинской ССР от 30 июня 1983 года № 5465-X;

— Уголовно-процессуальный кодекс Украины от 28.12.1960 № 1001-05. 

Указанные кодексы хорошо зарекомендовали себя за эти годы и сейчас, нуждаются только в «косметической» доработке. Их эффективность заключается не в том, что их не изменяли в процессе применения, а в том, что изменяли таким образом, чтобы не нарушить структуру, целостность, согласованность с другими нормативно-правовыми актами, которые обслуживают их  или взаимодействуют с ними, сохраняя при этом рабочие нормы и исключая «мертвые» или не эффективные. Такой подход к правотворчеству позволит Республике, на переходном этапе, сэкономить время и ресурсы для создания целостного законодательного поля ДНР.

 

В качестве одного из механизмов правового регулировании на современном этапе, может служить «декретоподобное» изменения нормативно-правового поля. Примером, может быть  принятое Советом Министров Донецкой Народной Республики Постановление № 7-58 от 31 мая 2016 года  «О применении уголовно-процессуального законодательства на территории Донецкой Народной Республики в переходный период», которое позволило путем замены в Уголовном процессуальном кодексе Украины названия государственных органов (украинских на ДНР), исключения мертвых норм, изменения подследственности — сохранить структуру, целостность и согласованность с другими нормативно-правовыми актами, регулирующими уголовный процесс в ДНР. В результате Уголовно-процессуальный  кодекс Украины, применяемый на территории ДНР пройдя  адаптацию к правовому полю Республики, сохранил научно-обоснованные, проверенные временем нормы и термины, привычные для участников уголовного процесса.

Конечно, законодатель имеет право менять содержание законов, но не в угоду сиюминутной политической выгоде, а с целью их усовершенствования, где последнее, должно нести улучшение правовому полю Республики.

При этом стоит отметить, что право, по сравнению с политическими системами, всегда должно показывать более высокую степень стабильности и правопреемственности. [3]

Безусловно, на современном этапе для сохранения системного подхода и роли кодекса, как системообразующего закона, необходима разработка механизмов адаптации как существующих кодексов к новым законам и социальной практике, так и новых законов к действующим кодексам.[4]

 

Список используемых источников:

  1. Конституция ДНР. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dnr-online.ru/konstituciya-dnr/ – Название с экрана.
  2. Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 «Концепция правовой политики Республики Казахстан  на период 2010 до 2020 года». [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   //https://refdb.ru/look/1956981.html/ – Название с экрана.
  3. Мамутов В. Повніше використовувати техніко-юридичні засоби удосконалення законодавства / В. Мамутов // Право України, № 2, 2008. – С. 3 – 8.
  1.  Формирования правовой системы Донецкой Народной Республики в современных условиях   // НОВОРОССИЯ, № 124, 26.01.2017. С. 11. http://novopressa.ru/uploads/124/Novorossia_n124_WEB.pdf