Концепция правовой политики Донецкой Народной Республики 2015 год

Рубин С.В., депутат Народного Совета

Донецкой Народной Республики

На данном витке реформации нашего государства в условиях нарастающего усложнения правовой жизни правовая политика имеет свою особую функцию преобразования механизмов правового регулирования [1, c.1].

Правовая политика представляет собой форму выражения государственной политики. Русские дореволюционные юристы (Б.А. Кистяковский, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий и др. и др.) рассматривали правовую политику как прикладную науку, призванную оценивать действующее законодательство и способствовать выработке более совершенного права. А.П. Куницын под политикой понимал учение о «благонадежных средствах к достижению целей государства», а Познышев С.В. определял политику как то заключительное слово, с которым наука обращается к данному государству.

Разработка эффективной правовой политики государства, обоснование концепции правового развития на ближайшее время и на перспективу — одна из первоочередных задач современной отечественной юридической науки.

Одним из немаловажных моментов при реформации правовой политики является реализация всех усовершенствований и нововведений в жизнь через право, т. е. должны использоваться исключительно легитимные, законные методы и средства [3, c.25].

На сегодня общество стоит перед жесткой необходимостью неотложной глубокой, комплексной и всеобъемлющей правовой реформы с целью создания качественно новой, подлинно правовой системы государства на основе принципов демократии, рыночной экономики, гуманизма и социальной справедливости, с учетом апробированного мировой практикой опыта.

При этом необходимо принимать во внимание всю сложность и масштабность предстоящих преобразований в сфере юриспруденции, поскольку потребуется создание новых правовых институтов, цивилизованный законодательный процесс, ревизия действующего законодательства, поэтапное совершенствование действующих законов, а также принятие, при необходимости, новых нормативных правовых актов, отвечающих требованиям дальнейшей демократизации общества и задачам его социально- экономического развития, изменение и коррекция сложившейся правоприменительной практики, особенно в сфере экономики, широкая переподготовка юридических кадров, воспитание преподавателей права, практиков-юристов, понимающих демократическую природу права, современных структур гражданского общества и государства.

Регулирование общественных отношений должно сопровождаться своевременной коррекцией их правового обеспечения, принятием качественного законодательства, высокопрофессиональным правоприменением, безотказной и слаженной работой правоохранительных органов, признанием непререкаемости авторитета суда [2, c.145].

Чрезвычайно важное значение имеет реализация конституционной идеи социального государства. Эта работа в первую очередь осуществляется государственными органами, которые должны создавать необходимые условия для самореализации и экономической свободы личности, гармонизировать сферы социальной жизни, оказывать помощь социально уязвимым слоям общества, не допуская патернализма, поляризации общества, противостояния различных социальных групп.

Для укрепления дружбы многонационального народа Донецкой Народной Республики и укрепления независимости государства важное значение имеет принцип патриотизма. Для его утверждения необходимы совместные усилия государства, общественных институтов, семьи и школы.

Совершенствование норм действующего законодательства необходимо проводить путем реализации следующих мер [3, c.28]:

— восполнения пробелов в правовом регулировании и углубления его в наиболее важных сферах общественных отношений;

— внедрения и расширения практики проведения научной экспертизы законопроектов, в том числе на предмет соответствия интересам национальной безопасности;

— формирования в целях унификации законодательства единого перечня используемых в нем терминов;

— в целях создания условий для эффективной реализации всех принимаемых законов четкого соблюдения принципа достаточности их финансового обеспечения;

— в целях выявления предпосылок, прямо или опосредованно создающих условия для совершения преступлений, коррупционных и административных правонарушений, введения криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов;

— в целях улучшения планирования законопроектной деятельности введения практики ее перспективного (на 2 года) планирования.

Концепция правовой политики призвана определять не только направления развития правовой системы, но и обеспечить согласованность правовой политики с реформами в социально-экономической и политической областях. Комплексный подход к правовой политике позволит модернизировать всю нормативно-правовую базу в контексте общей стратегии развития государства, в том числе по выстраиванию качественно новой модели государственного управления на принципах результативности, прозрачности и подотчетности, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан, интересов общества и государства [4, c.213].

Существующая практика и действующая нормативная правовая база свидетельствуют о несогласованности действий государственных органов при проецировании путей развития для  остижения одной цели. Такая тенденция четко прослеживается при осуществлении реформирования судебной системы и правоохранительных органов. Единый системный подход в проведении правовой политики позволит скоординировать усилия государственных органов и привлекаемых партнеров на формирование единого и согласованного правового пространства.

Степень, эффективность реализации Концепции зависят от того, в какой мере содержание правовой политики, правовых норм будут осознаны как членами общества, так и государственными органами и их должностными лицами, от готовности добровольно и добросовестно выполнять предписания нормативных правовых актов [5, c.304].

Необходимы дальнейшие меры по совершенствованию действующей практики нормотворчества. Содержание и качество законов, адекватные проводимым в стране преобразованиям, будут обеспечиваться путем эффективного функционирования институтов государственной власти, обеспечения конструктивного и динамичного взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти.

Таким образом, нужна единая правовая политика, основанная на современных тенденциях развития общества, накопленном опыте и научно обоснованных, фундаментальных представлениях о ближайших и отдаленных перспективах государства и общества.