Сергей Рубин: Законотворчество в ДНР. Как избежать ошибок.

Словосочетание «писать законы» в последние годы

стало широко употребляемой юридической формулой,

однако вряд ли можно признать ее удачной.

Ю. А. Тихомиров,

известный российский ученый-юрист

Статус депутата в Донецкой Народной Республике дает ему право обращения в Народный Совет с законодательной инициативой, а также предусматривает внесение обоснованного предложения о законодательном нововведении и его последующее отстаивание. Здесь возникает важный вопрос: кто в действительности должен подготавливать сам законопроект, отвечать за его содержание, чтобы он соответствовал критериям качества, системности и практической применимости с учетом пресечения использования его норм в коррупционных схемах?!

Сложившаяся юридическая практика во всем мире идет «ведомственным» путем, т.е. подготовительная деятельность осуществляется министерствами и ведомствами. Основная тяжесть работы при таком подходе к написанию законопроекта ложится на работников аппарата государственных структур, что влечет, по мнению экспертов, ряд негативных последствий.

Как показывает анализ практического опыта, проекты законов разрабатываются министерствами, как правило, в условиях недостатка времени из-за большой загруженности специалистов аппарата, а уровень проработки законопроектов зачастую ограничивается профессиональным уровнем их собственных компетенций и подверженностью определенному стереотипу правового мышления. Такая ситуация, естественно, привлекает внимание ученых, и большинство правоведов, экономистов склоняется к тому, что подготовкой законопроектов министерства заниматься не должны.

В частности, доктор юридических наук, член-корреспондент Российской Академии наук С. С. Алексеев считает необходимым передать работу по составлению законопроектов группе специалистов, ученых, практиков, компетентных в том или ином законодательно разрешаемом вопросе.

«Закон как изобретение, как всякое достижение человеческого ума должен создаваться талантливыми личностями. Настоящие законы нельзя создавать большими коллективами. Необходимо привлечь к их выработке людей с конструктивным мышлением. Полезной была бы практика подготовки проектов законов специально созданными научно-исследовательскими, экспертными советами, творческими группами, и объявление соответствующего конкурса среди авторских коллективов».

По мнению доктора экономических наук Н. Ю. Возияновой (ДНР), эксперта в сфере экономики и управления национальным хозяйством, специалиста по развитию и институциональному строительству, «…законодательство создает институциональную среду государства, экономическое, правовое и социальное поле функционирования экономической системы, что и составляет ее уникальность. И простое использование (или подгонка) чужих законов не будет воспринято этой системой». Она считает, что законы должны разрабатываться не только технически правильно (нормы законопроектов не должны противоречить уже действующим, вызывать разночтения, оставляя место для коррупции и злоупотреблений и т.п.), но и концептуально верно  используя проверенные временем подходы европейских стран в части обеспечения стабильности законодательства и учета мнения профильных и иных специалистов).

Что касается законотворческой деятельности членов парламента, то российская и европейская практика показывает, что такого понятия нет вообще, депутаты работают только с готовым проектом, который создается специалистами. К примеру, в Российской Федерации статус депутата позволяет выступить с законодательной инициативой. Следует отметить, что право законодательной инициативы у депутата возникает только с момента внесения законопроекта. Этому праву соответствует обязанность законотворческого органа принять внесенный проект и включить его рассмотрение в повестку дня ближайшего заседания, рассмотреть и принять решение.

Во избежание ошибок при формировании права в ДНР, а именно при разработке и утверждении адекватных нормативно-правовых актов – «хороших законов» – депутатам, руководителям министерств и ведомств необходимо четко понимать и реализовывать сами эти процессы. А разрабатывать законы должны специалисты с учетом знаний основ институционального строительства. Это существенно сократит количество «некачественных» проектов, а возможно даже и законов. Законопроекты должны проходить экспертизу в специальном органе и только после этого обсуждаться парламентариями и приниматься в Народном Совете Республики.

Каждому депутату следует понимать, что он в первую очередь представитель жителей своего округа, а в зависимости от профиля комитета, в котором он состоит, и определенного профессионального сообщества, в обязанности которого входит формулирование общественных запросов и обсуждение механизмов их решения.

Депутат как в округе, так и в парламенте, является в первую очередь адвокатом своих избирателей, представляя их интересы в органах исполнительной власти, на местах и защищая их права и свободы в парламенте Республики путем отстаивания общественных интересов в рассматриваемых законопроектах. А оценивать работу депутата качеством принимаемых законов в парламенте Республики ошибочно, т.к. качество законопроектов напрямую зависит от их разработчиков и во вторую очередь – от работы аппарата Народного Совета ДНР.